Рекомендации МОТ по удаленной работе

Международная организация труда (МОТ) выпустила рекомендации по организации удаленной работы для организаций, которые в 2020 году перевели своих сотрудников на удаленный режим работы в связи с пандемией COVID-19.
Рекомендации МОТ по удаленной работе разработаны для того, чтобы помочь работодателям в организации труда в условиях пандемии COVID-19, будь то обеспечение работы предприятия, защита персонала или решение отдельных вопросов, стоящих перед работодателями в сфере производственных отношений, а также охраны труда.

В целях противодействия инфекции COVID-19 работодателям следует:
– быть в курсе рекомендаций центральных и местных органов власти, включая касающихся организации труда, и доводить важную информацию до сведения трудового коллектива;
– оценивать потенциальные риски перебоев в экономической деятельности;
– пересмотреть или разработать план по обеспечению непрерывной деятельности с учетом рекомендаций центральных или местных органов власти для повышения запаса прочности бизнеса и поддержки работников и их семей;
– выявлять и минимизировать риски заражения вирусом COVID-19 работников и других лиц, имеющих отношение к производству;
– укреплять гигиену труда, применяя принципы социального дистанцирования (называемого также физическим дистанцированием) на рабочем месте; оценивать меру ответственности предприятия по выплате компенсации работникам, особенно в сферах, представляющих высокую опасность заражения вирусом COVID-19;
– обращаться за советами и помощью в организации, которые способны довести их проблемы до сведения правительства и разработать меры, способствующие росту жизнеспособности предприятий и повышению их запаса прочности.

Рекомендации МОТ по удаленной работе предлагают работодателям:
– назначить одного или группу координаторов для доведения информации о COVID-19;
– следить за последними сведениями, поступающими от центральных или местных органов власти;
– регулярно доводить до работников актуальную и достоверную информацию;
– уточнять и распространять информацию о процедурах и политике своего предприятия, в том числе о гибкой организации труда, удаленной работе, отсутствии на месте работы, отпуске по болезни, ежегодной отпуске, сокращении кадров и т.д

Обязательства работников по охране и безопасности труда

Работники обязаны проявлять разумную заботу о своем здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других людей, а также способствовать осуществлению работодателями мер профилактики и противодействия инфекции. Это включает следование безопасной практике выполнения производственных операций, правильное применение средств безопасности и защиты, а также выполнение правил гигиены, таких как частое мытье рук, в целях защиты от инфекции.

Кроме того, работники обязаны уведомить работодателя о том, что страдают заболеванием или физической (психологической) патологией, влияющей на выполнение производственных функций и могущей создавать риски безопасности, здоровью и благополучию других людей на производстве. Работники также обязаны обеспечивать свою защиту и защиту других людей, что особенно актуально в нынешних условиях.

Каковы обязанности работодателей по обеспечению производственной безопасности в условиях COVID-19?

Даже если законодательство не возлагает на работодателей специфических обязанностей по обеспечению производственной безопасности в условиях COVID-19, большинство законов об ОТ вменяют им в обязанность по мере возможности создавать и поддерживать безопасные рабочие места, которые обеспечивают здоровье и безопасность их работников и других лиц на производстве. Это включает в себя создание и поддержание такой производственной среды, которая не несет рисков здоровью и безопасности, в том числе в связи с потенциальным заражением COVID-19, и принятие необходимых мер противодействия этим рискам.

Работодатели обязаны обеспечивать работников соответствующей информацией о рисках для здоровья, связанных с их работой, консультировать работников по аспектам, касающимся их работы, а также – если это необходимо и практически осуществимо – бесплатно обеспечиватьих надлежащими средствами личной защиты и защитной одеждой.

Работодатели также должны быть в курсе актуальных мер или директив, принятых местными или центральными органами власти и требующих от них соблюдать определенную практику работы или организации труда – например, перевести работников на удаленную работу, принимать заказы блюд только на вынос (для ресторанов и кафе) или закрыть непрофильные производства.

Одним словом, даже в отсутствие законодательно установленных обязательств работодатели все равно должны разработать план действий для обеспечения охраны труда и здоровья своих работников и минимизации или устранения рисков распространения COVID-19.

С полным текстом руководства МОТ для работодателей по удаленному режиму работы в условиях пандемии COVID-19 можно ознакомиться на сайте МОТ.